Некоторые органы по надзору за рынком обратили внимание Комиссии и других органов на то, что существует практика «добровольной сертификации» для некоторых продуктов, которые подпадают под действие законодательства ЕС о технической гармонизации (а именно, для СИЗ, медицинских устройств, ATEX, RED и PED), особенно во время кризиса COVID-19. Однако позже применение этой практики было замечено для ряда других согласованных продуктов, включая очень опасные продукты (такие как машины, используемые во взрывоопасных средах, гражданские взрывчатые вещества или пиротехнические изделия), для которых участие нотифицированного органа в оценке соответствия является обязательным.
Для такой «добровольной сертификации» обычно указывают, что эта деятельность не осуществляется в качестве органа по сертификации как нотифицированного органа как такового, и обычно представлена как что-то похожее на «quality marking».
В некоторых случаях используется номер нотифицированного органа на таких документах, в то время как орган не уведомляется о рассматриваемых продуктах, эти документы называются сертификатами, и очень часто на этих документах присутствует маркировка СЕ. Это несовместимо с законодательством Союза о продуктах, поскольку такая практика приводит к путанице и неправильному пониманию действительной ценности таких документов, включая также неопределенность в отношении реальной безопасности и соответствия соответствующих продуктов.
Следует также отметить, что термины «сертификация», «независимая третья сторона» и т.п. имеют особое значение, поскольку речь идет о гармонизированном законодательстве Союза о продукции, в основном связанном с работой, проводимой уполномоченными органами в их качестве и в соответствии с соответствующей процедурой оценки соответствия. Их использование для других видов оценки продуктов, подпадающих под действие законодательства, может ввести в заблуждение. Сертификат – это документ, выдаваемый органом, который берет на себя ответственность в областях, представляющих общественный интерес. Следовательно, если законодательство Союза о продукции не предусматривает участие третьей стороны в оценке соответствия, но экономический оператор выбирает добровольное участие третьей стороны, документ, выданный этой третьей стороной, может носить название «сертификат» только в том случае, если орган, привлекаемый на добровольной основе, является нотифицированным органом в конкретной области.
Уполномоченный орган может осуществлять деятельность в областях, в которых он не уведомлен (например, в негармонизированных областях или когда продукция предназначена для третьих стран), но должно быть четко указано, что эти виды деятельности не входят в область их уведомления в соответствии с гармонизированным законодательством о продуктах Союза, как уведомлены компетентными органами и перечислены в информационной системе Комиссии NANDO, и эти виды деятельности не могут быть в области гармонизированного законодательства о продуктах Союза, который требует оценки уполномоченным органом.
Нотифицированный орган не может использовать свой номер нотифицированного органа в отношении оценок, испытаний, сертификатов или другой деятельности в соответствии с законодательством, о котором он не уведомлен. Неуведомляемые виды деятельности не могут пересекаться с уведомляемыми, они должны четко отличаться от уведомляемых, они не должны создавать путаницы и должны быть четко указаны как «неуведомленные», в противном случае уведомляющий орган должен предпринять соответствующие действия.
Нотифицированный орган должен иметь политику и процедуры, которые различают задачи, которые он выполняет в качестве нотифицированного органа, и любую другую деятельность, которой он занимается, и он должен разъяснять это различие своим клиентам.
Следует подчеркнуть, что маркировка СЕ должна наноситься только после тестирования продукта и выполнения предписанной процедуры или процедур оценки соответствия в соответствии с применимым гармонизирующим законодательством Союза. Для некоторых законодательных актов о продуктах и для продуктов со средним уровнем риска участие нотифицированного органа является обязательным – производитель не может проводить оценку в одиночку, а использование неуведомленного органа по оценке соответствия является достаточным либо для выдачи декларации о соответствии ЕС/ЕС или нанести маркировку СЕ.
Статья 30(2) Регламента (ЕС) № 765/2008 гласит, что маркировка СЕ должна наноситься только на продукты, на которые ее нанесение предусмотрено конкретным гармонизирующим законодательством Сообщества, и не должна наноситься ни на какой другой продукт. Статья R12(1) Решения 2008/768/ЕС, интегрированная в большинство отраслевых законодательных актов, предусматривает, что Маркировка СЕ должна быть нанесена видимым, разборчивым и нестираемым образом на продукт или на его табличку с техническими данными. Если это невозможно или не гарантируется из-за характера продукта, это должно быть прикреплено к упаковке и сопроводительным документам, если соответствующее законодательство предусматривает такие документы. Поэтому неприемлемо, чтобы такие «добровольные сертификаты» имели маркировку CE. Статья 30(5) Регламента (ЕС) № 765/2008 гласит, что нанесение на продукт маркировки, т.е. знаки или надписи, которые могут ввести в заблуждение третьи стороны относительно значения или формы маркировки СЕ, должны быть запрещены. Очевидно, это относится к «добровольным сертификатам» с маркировкой СЕ. Такой «сертификат» приводит к пониманию того, что продукт соответствует действующему законодательству Союза, однако «добровольный сертификат» выдается без каких-либо проверок продукта и не предусмотрен каким-либо законодательством. Как указано на соответствующих веб-сайтах, обычно он выдается только после проверки документации.
Статья 30(6) Регламента (ЕС) № 765/2008 обязывает государства-члены принимать соответствующие меры в случае ненадлежащего использования маркировки. Государства-члены также должны предусматривать наказания за нарушения, которые могут включать уголовные санкции за серьезные нарушения. Статья R34(1)(a) Решения 2008/768/ЕС, которая интегрирована в большинство частей отраслевого законодательства, требует, чтобы, если государство-член нашло, что маркировка соответствия была нанесена в нарушение Статьи R11 или Статьи R12, он требует от соответствующего экономического оператора прекращения соответствующего несоблюдения. Статья R34(2) также требует, чтобы, если такое несоблюдение сохраняется, заинтересованное государство-член обязано принять все соответствующие меры для ограничения или запрета выпуска продукта на рынок или обеспечения его отзыва с рынка. Принимая во внимание вышеизложенное:
Органам по надзору за рынком предлагается принять к сведению вышеизложенное и проверить свои соответствующие рынки на наличие продуктов, которые имеют неправильную документацию, и впоследствии принять соответствующие меры. Особое внимание следует уделить оценке соответствия продукции. Все продукты, подпадающие под действие гармонизированного законодательства о продуктах Союза, для которых не были соблюдены процедуры оценки соответствия, предусмотренные в соответствующем законодательстве, должны быть изъяты с рынка, и это считается серьезным нарушением со стороны экономического оператора.
Уведомляющим/назначающим органам предлагается также принять к сведению вышеизложенное и убедиться, что органы, которые они уведомили или назначили, не осуществляют каких-либо действий, вводящих в заблуждение, используя свое уведомление, а также чтобы они использовали свой номер уведомленного органа надлежащим образом и только для секторов, для которых они уведомлены. Деятельность нотифицированных органов, выходящая за рамки законодательства по технической гармонизации, не должна ставить под угрозу или уменьшать доверие к их компетентности, объективности, беспристрастности или честности в работе. В случае ненадлежащего использования уведомления рассматривается вопрос об отзыве уведомления.
Комиссия оставляет за собой право также предпринять любые необходимые действия, чтобы оспорить компетенцию нотифицированных органов, участвующих в такой практике, или отозвать их уведомление, используя специальные положения, изложенные в законодательстве ЕС по гармонизации.
Брюссель, 14 сентября 2022 г.